Независимо от того какие именно краски вы
будете использовать в работе над картиной, палитра должна быть подготовлена
перед работой, с систематизированным
размещением красок в определенном низменном порядке. Если менять порядок размещения красок, тогда каждый раз,
поиск нужной, будит занимать время и отвлекать от работы.
Художник, раскладывая краски, сам определяет порядок и
систему. В действительности, никаких правил кроме удобства не существует, но
для большинства художников более удобным является размещение за спектром. В
этом случае, сначала идут красные, затем оранжевые и желтые, потом зеленые,
синие и фиолетовые, а в конце коричневые, черные и белые краски.
Существует также другой способ, где теплые и холодные цвета
размещаются в разных группах. Третий способ: в группы объединяются цвета, чаще
всего комбинируемые.
Метод И.Репина: краски как обычно размещены вдоль верхнего
края палитры. В центре расположены белила, справа теплые, а слева холодные
цвета.
Метод художников 17 века: свинцовые белила возле отверстия
для большого пальца, затем вдоль края палитры идут охра желтая, зеленая земля,
сиена, охра красная, умбра, и черный. В этом варианте, цвета размещены от
светлых к темным.
Практическое правило старых мастеров: во избежание
образования грязного цвета, применяйте последний метод, и смешивайте цвета
только с ближайшими цветами на палитре, или с белым.
Основная схема работы заключается в следующем: темные места
пишите с помощью умбры, полутона сиеной, а светлые места – желтой.
Главное правило старых мастеров – не зависимо от того,
какого цвета предмет, передавать его следует в контексте всей композиции, тем
разнообразием цветов, который есть у вас на палитре. Лучше всего раскладывать краски ближе к внешнему краю
палитры, таким образом, останется больше места для работы с цветами. Многие художники вместо одного большого пятна каждой краски,
делают несколько маленьких. В результате чего, легче поддерживать чистоту, и
яркость красок. Прежде
всего, нужно изучить техники старых мастеров, разобраться в пигментах какими
они пользовались, и как составляли свою палитру. Изучать этот вопрос легче всего по автопортретам художников,
где они изображали себя или других художников за работой, с палитрой в руке.
Франсиско Хосе де Гойя–и–Лусьентес (1746-1828)
Испанский художник, один из самых ярких представителей эпохи
романтизма.
Гойя использовал семь цветов (не считая белого и черного), и
размещал их на палитре с белым пигментом вначале, у отверстия для большого
пальца, и черным в конце. Помимо белого и черного Гойя использовал только
природные пигменты.
На картине видны девять пигментов, которые размещены по
внешнему краю палитры в таком порядке: свинцовые белила, охра желтая, охра
коричневая, красный светлый, сиена жженная, и четыре черных пигмента.
Как
и у большинства художников 18 века, вермильон размещен отдельно, перед белым
пигментом. В центре палитры художник начал смешивать краски для получения
необходимых цветов. Природные пигменты могут быть очень яркими и обладать
высокой тональной силой: охра желтая выглядит практически так же, как и
неаполитанская желтая, красный светлый как вермильон, сиена жженная, как
краплак, и глауконит (когда используется) как виридиан.
Необычной особенностью палитры Гойя является то, что на его
палитре большое количество черных пигментов (четыре), но, в то же время, явное
отсутствие умбры.
Также на палитре Гойя отсутствуют синий и зеленый
пигменты.Большое количество черного на заднем плане придает его работам
особенный характер.
Оскар
Клод Моне (1840-1926)
Французский художник–импрессионист. Палитра художника
Клода Моне описывается как яркая, или богатая. Моне обращался с красками также
свободно, как и пианист с клавишами пианино. Работая над картиной, он не
отрывал от нее взгляда, ему не требовалось смотреть на палитру, чтобы найти
нужную краску. Его палитра все время менялась.
Начиная с 1860 года, Моне избегал черных красок, его палитра
состояла только из чистых светлых цветов.
Отвечая на вопросы, он говорил «…
Самое важное, это знать, как использовать краски. Выбор красок – всего лишь
дело привычки. Я использую свинцовые белила, кадмий желтый, вермильон, крапп
(ярко красная), кобальт синий, окись хрома, и все.»
Детальное изучение техники Моне, показывает, что краски,
часто, использовались прямо из тюбиков, или смешивались непосредственно на
холсте. Также, Моне прибегал к технике лессировки (работа
полупрозрачными красками), чтобы добиться эффекта прозрачности, и свечения. Моне наносил краску легкими мазками, либо так чтобы они не
соприкасались, либо непосредственно одну за другой.
Рембрандт
Хермес ванн Рейн (1606-1669)
Голландский художник. Один из самых ярких представителей
золотого века голландской живописи. Мастер светотени. Рембрандт всегда
интересовался светом. Он любил создавать интригу с помощью света и тени,
пользуясь насыщенными природными пигментами. В работе над своими картинами,
Рембрандт использовал исключительно небольшое количество красочных пигментов.
Его палитру можно охарактеризовать как простую.
В разные времена, палитра Рембрандта включала в себя такие
краски: свинцовые белила, охру желтую, охру красную, кость черную, вермильон,
краплак, зеленую землю, умбру, свинцово-оловянную желтую, коричневый
"ван-дейк". Но никогда, все эти краски не были одновременно на
палитре Рембрандта. Свинцовыми белилами Рембрандт писал тело, белые манжеты и
воротники, а свинцово-оловянным желтым наиболее яркие места.
Как правило, Рембрандт природные (земляные) пигменты
смешивал с другими цветами, чтобы усилить цвет. Художник часто использовал
яркую охру красную, усиливая ее краплаком, но не вермильоном, который применял
редко.
Для предварительных набросков композиции на холсте, а также
насыщенного темно коричневого заднего плана, художник любил использовать
коричневый "ван-дейк". Но поскольку он плохо сохнет, Рембрандт
смешивал его с другими природными пигментами, что бы предотвратить этот эффект.
Художник выкладывал на палитру ровно столько красок, сколько
было нужно на день. Делалось это по двум причинам: 1) Пигменты были дорогими, и
расходовать их нужно было разумно; 2) Краски никогда не оставались на палитре
до следующего раза, потому что они подсыхали, и могли испортить картину.
Существовала формула при написании таких специфических
вещей, как золота, лошадей, и тела. Если Рембрандт собирался провести день,
рисуя только лошадь, он подготавливал лишь необходимые для этого пигменты, а
именно: свинцовые белила, черную и охру желтую.
Как правило, Рембрандт, составляя краски, использовал 3-4
основных цвета, и только работая над телом, применял до шести пигментов.
Поль
Гоген(1848-1903)
Французский художник самоучка. Представитель постмодернизма.
Поль Гоген верил в чистый цвет, в то, что работа художника
должна быть посвящена именно этому. На изображении можно рассмотреть
палитру художника, которая была найдена в мастерской после его смерти. Краски
Гоген,
не раскладывал в каком то определенном порядке, похоже, что он даже не чистил
свою палитру, а накладывал краски поверх высохших.
Своему ученику он говорил забыть традиционное использование
цвета, какому его учили в академии, и вместо этого рисовать так, как он видит в
природе, используя яркие цвета: « Каким ты видишь это дерево? Оно зеленое?
Тогда нарисуй его зеленым, лучшим какой имеется на твоей палитре. Какими ты
видишь эти деревья? Они оранжевые. Тогда делай их оранжевыми. А тени от них
синие? Тогда изобрази их с помощью чистого ультрамарина. Листья
красные? Тогда бери вермильон».
Французский художник Жорж Пьер Сера(1859-1891)
Жорж
Сера верил в то, что основные цвета: красный, желтый и синий достигают глаз с
разным спектром, и смешиваются на сетчатке. Следовательно, Сера
раскладывал краски в определенном порядке (желтые, красные, синие - от светлых
к темным), всего лишь добавляя нужные цвета ( красный/зеленый, или
фиолетовый/желтый), и для каждого цвета отдельный белый. Черный не
использовался, поскольку был объявлен физиками не ярким цветом. Жорж Сера
не любил технику импрессионизма из-за легких мазков, лежащих в ее основе.
Напротив, он применял технику «пуантилизм», которую создал и
разработал вместе с другом, художником Полом Синяком.Пуантилизм заключается в
использовании большого количества маленьких точек, для создания объекта. После Сера многие художники прибегали к этой техники.
Пуантилизм скорее техника смешивания цветов, чем стиль. Суть
в том, что цвета смешиваются только при зрительном восприятии, так званом
оптическом смешении, без непосредственного физического смешивания.
Французский художник Эдгар Дега(1834-1917)
Один из
главных представителей импрессионизма, хотя сам считал себя реалистом.
Работал в разных техниках: масляная живопись, акварель,
пастель и бронзовая скульптура.
Палитра Дега (на изображении) относится к раннему этапу его
творчества, когда основную часть красок художника составляли природные
(земляные) пигменты.Значительно
ярче палитра Дега стала позже, когда изменилась тема его работ, а также
техника, для которой стали характерны смелые, широкие мазки. С помощью серии
длинных, волнистых линий чередующими цветами одну за другой, Дега предавал
вибрации и энергии даже самые обычные предметы.
Другой
любимой техникой Дега выступает поперечная штриховка, где линии- штрихи
пересекаются серией перпендикулярных линий. Штриховка, и поперечная
штриховка чаще всего встречаются в пастельных работах Дега. Дега также работал
в технике «импасто», когда краска накладывается толстым, густым слоем, ударными
мазками.
Дега часто комбинировал пастель, или масло со связующими
веществами, в результате чего получалась густая, пастообразная краска. Дега
как-то признался своему другу, что никогда не чувствовал себя по настоящему
удовлетворенным, когда его работы покидали мастерскую.
Винсент
Ван Гог (1853-1890)
Нидерландский художник, представитель постмодернизма. Ван
Гог скорее задавался целью передать настроение, и эмоции, чем использовать
цвета реалистично.
В то время это было неслыханно. «Вместо того, что бы в
точности передавать увиденное, я более произвольно использую цвета, что бы
мощнее передать мои собственные ощущения». Поначалу палитра Ван Гога состояла в
основном из темных и мрачных земляных
пигментов, таких как: умбра, сиена и оливковый зеленый. С развитием новых,
светостойких пигментов, а также интерес к работе импрессионистов, внесли в его
палитру яркие краски: красные, желтые, оранжевые, зеленые и синие.
Типично, палитра Ван Гога состояла из таких цветов: охра
желтая, желтый крон, кадмий желтый, оранжевый крон, вермильон, прусский синий,
ультрамарин, свинцовые и цинковые белила, изумрудный, краплак, охра красная,
сиена и черный.
Ван Гог работал очень быстро, с чувством безотлагательности,
используя краску прямо из тюбиков, широкими красочными мазками (импасто).
В
письме своему брату Тео, в 1882, Ван Гог писал: « Есть три основных цвета –
красный, желтый и синий; дополнительными цветами выступают оранжевый, зеленый и
фиолетовый.
Если добавить черный и немного белого, можно получить
бесконечное разнообразие серых – серый красный, серый желтый, синий серый…Невозможно
даже сказать, сколько существует серо-зеленых. Понимая эти простые правила,
можно получить более 70 разных цветов.
Художник – это человек, который по крайней мере знает как
анализировать цвет, когда видит его в природе, и может сказать, к примеру, что
тот серо-зеленый это желтый с черным и синим и.т.д. Другими словами, это тот,
кто знает, как найти серые
цвета природы на своей палитре».
«Чтобы подчеркнуть красоту волос, я прибегаю к оранжевым
цветам, кронам, и бледно желтому… Я создаю ясный задний план, с помощью
богатого, насыщенного синего, который только могу придумать, и с помощью этой
простой комбинации – ярких волос на фоне насыщенного синего заднего плана, я
получаю мистический эффект, как у звезды в глубине лазурного неба».
Пьер
Огюст Ренуар( 1841-1919)
Французский художник. Один из самых ярких представителей, а
также основателей импрессионизма. Ренуар всегда начисто вытирал свою палитру после
работы. Он был аккуратным и экономным. Ренуар стал известным благодаря
умению использовать цвета, в частности: черный, белый и серый. В основном,
Ренуар пользовался всего лишь пятью разными цветами кроме белого: титановые
белила, желтый крон, краплак, голубой ультрамарин, прусский синий, вермильон.
В разные периоды творчества, палитра Ренуара дополнялась
такими цветами: неаполитанская желтая, виридиан, кость жжёная, умбра
жжёная, сиена, охра желтая, венецианская красная, синтетически краплак (темно
красная), кобальт синий, окись хрома, свинцовые белила.
Он был настолько влюблен в живопись, что не прекращал
работать даже в старости, болея разными формами артрита, и рисовал кисточкой
привязанной к рукаву.Ренуар любил импрессионизм, он изображал обычных людей
танцующих и веселящихся. Благодаря его мастерству передавать свет, картины
Ренуара яркие, живые и спонтанные. С возрастом также изменился стиль
Ренуара, он стал мягче, а очертания поверхностными. Художник
начал использовать мощные цвета, чаще всего красные и оранжевые, а мазки делать
густыми и насыщенными. Его
любимой темой стали молодые, полные, обнаженные девушки. Используя холсты
уже покрытые белой масляной краской, Ренуар, тем не менее, с помощью мастехина
наносил еще один слой свинцовых белил. Новый слой заполнял узор холста,
делая его поверхность гладкой и отражающей. Когда холст был все еще
влажным, художник тонким слоем наносил краску на водной основе, благодаря чему
достигалась поразительная прозрачность и текучесть. Таким приемом, Ренуар чаще
всего пользовался, работая над лепестками цветов, а также задним планом.
Изучение
техник и палитр великих мастеров способно дать больше чем все современные книги
о живописи вместе взятые. Нужно лишь научиться видеть.
zhivopis-maslom.com