«Он у меня творческая натура»
- слова эти произносят родители не всегда только с гордостью, в них можно услышать и изрядную долю растерянности.
Творчество или учеба?
Когда речь идет о состоявшемся актере, певце, художнике или танцоре, мало кто сможет сказать про него, что это «ненастоящая профессия». Когда же родители видят у детей сильный интерес к творческой деятельности и желание отдавать ей все свое время, они нередко говорят ребенку именно эту фразу. Творчество воспринимается как развлечение, не оставляющее времени на учебу.На самом деле, серьезное занятие любой творческой деятельностью – это большой труд. Чтобы стать хорошим художником, писателем, режиссером или певцом нужно так же много учиться и трудиться, как и для того, чтобы стать хорошим инженером или бухгалтером.
Изменить склонности ребенка – задача невыполнимая, даже если мы заставим его заниматься нелюбимым делом. А вот отношение к развитию собственных способностей может быть разным.
Помогите ребенку разобраться с тем, видит ли он в творческой деятельности свое будущее, профессию или готов воспринимать ее как хобби. Учите ребенка относиться ответственно к своим занятиям. Если школьник увлекается рисованием в ущерб учебе, настраивайте его на то, что и этому делу нужно учиться. Посещать художественную школу или студию, много рисовать, изучать историю искусства и ходить в галереи и так далее. Это же касается и любого другого творческого занятия.
И, конечно, надо понимать, что если ребенок всерьез займется каким-то видом творческой деятельности, нельзя будет требовать от него «пятерок» по всем предметам школьной программы. Однако такой серьезный выбор должен делаться не раньше 9-10 класса, когда склонности уже начинают носить достаточно устойчивый характер.
Осознанный выбор
Бывает, что ребенок увлеченно занимается в танцевальной или изостудии вовсе не потому, что это его единственное призвание, а потому, что именно в этом деле он почувствовал себя комфортно и успешно. Яркие интересные педагоги, общая атмосфера творческой свободы в противовес скучным урокам физики или биологии – и выбор, казалось бы, сделан.
Поэтому если у вас нет уверенности, что творческая деятельность – единственное и раз и на всю жизнь призвание вашего чада, сделайте все, чтобы увлечь его и другими занятиями. Вполне возможно, что попав к увлеченному учителю химии в 10 классе, ваш «прирожденный музыкант» вдруг увлечется естественными науками, оставив музыку в качестве хобби.
Не ставьте при этом цель во что бы то ни стало переключить ребенка, ведь ваша задача – дать ему настоящую свободу выбора.
Обязательно обратите внимание ребенка, что вовсе необязательно сужать свои интересы до какого-то одного дела. Подростки, выбирающие профессию, часто совершают эту ошибку – пытаются выбрать какое-то единственное дело из всех, что доставляют им удовольствие или получаются. Это выбор очень сложный и не всегда может быть правильным. Дайте понять ребенку, что он вполне может, например, заниматься математикой и одновременно играть в любительском театре школы или университета.
Евгения Лепешова, Психолог