Ван Гог "Ночное кафе" |
Само слово
«зелёный» происходит от древне-прусского salin – то есть трава. Зелёный
относится к одному из семи основных тонов хроматического ряда, спектра
солнечного света и представляет собой как бы «экватор», то есть середину
хроматической шкалы тонов. В то же время он не принадлежит основной триаде
тонов – жёлтого, красного, голубого, так как является производным оптического
соединения синего и жёлтого.
В древнем Китае
зелёный цвет считался цветом людей низкого происхождения в отличие от особо
почитаемых жёлтого, красного и голубого. Только в эпоху династии Мин зелёный
цвет стал королевским и им изображали драконов и священного льва. Древние
римляне считали зелёный цвет цветом женственности и изнеженности, а соединение
синего с жёлтым для них обозначало весну.
В русской школе
живописи отсчёт идёт от рисунка и эта тайна остаётся в стороне. В европейской
же школе живописи принято больше исходить из работы именно с цветом как
таковым. В качестве первых шагов ученику предлагается следующее упражнение.
Берется белый лист бумаги и всего две акварельные краски – жёлтая и синяя,
разведённые в воде. На первый взгляд упражнение кажется простым до
тривиальности. Предлагается начинать закрашивание плоскости листа
светло-жёлтым цветом, причём движения должны быть от центра к периферии, и
краска наносится мелкими, короткими мазками, постепенно, слой за слоем.
Светло-жёлтый местами усиливается средним жёлтым и может перходить в оранжевый.
В результате образуется жёлтое пятно круглой формы приблизительно, но без
резких границ.
Следующий этап – это работа с синим цветом, который наносится наоборот – мазки
идут от периферии к центру и даже немного могут покрывать жёлтый. Самый
глубокий тёмный синий цвет образуется скраю, но ближе к центру он словно
встречает препятствие и будто что-то мешает ему завоёвывать жёлтое
пространство.
Желтое и синее – это две противоположности, это свет и тьма. И борьба этих
противоположностей должна быть в основе картины: из центра исходит свет,
стремящийся залить собой всё пространство, и тьма с периферии стремящаяся
поглотить собой жёлтый цвет и таким образом захватить всё пространство.
Ученик, ощущая эту угрозу, начинает работать снова с жёлтым цветом: усиливает
жёлтый оранжевым и даже карсным, светло-жёлтым проникает в пространство занятое
тьмой. Там где синий не очень интенсивный и оставляет белые пятна, жёлтый там
ложится на синий и образует чудесный зелёный цвет, который радует душу. А где
синее наступает на оранжевый и красный – получается чёрный. Таким образом предлагается почувствовать
ученику тайну взаимодействия жёлтого с синим, другими словами – противостояние
света и тьмы. Это и есть первое цветовое упражнение, которое желательно
проделать раз сорок или пятьдесят и только после этого можно сказать, что
произошло знакомство с внутренней сущностью синего и жёлтого. Смысл первого
упражнения – понять тайну света.
Почему же тьма не принимает свет? Надо сказать, что в живописи существует
словно некое правило, которое запрещает использование зеленой краски. Зеленый цвет может появиться только тогда, когда встречаются жёлтый и
синий. Например, на полотнах Тернера вы не найдёте нигде зелёного пятнышка. Учителя
живописи учат: - избегай зелёной краски! Посмотрите на картины Ван Гога. В своих письмах брату он писал: "Я хочу понять до какого напряжения может дойти сочетание синего и желтого"
Есть такое высказывание Гёте: «Краски – это страдания света». Действительно,
свет страдает именно потому, что тьма не приняла его. Сама тьма не смеет
переступать границу светлого и в свою очередь не терпит жёлтого цвета внутри
себя. Поэтому и образуется такая резкая граница, вызывающая "страдание света".
Первозданный зелёный цвет царит в самой природе и поэтому она отталкивает
человеческий, зелёный созданный искусственно, созданный человеческим сознанием. У него в руках есть только свет и тьма, желтое и синее. Все остальное может получаться только при соприкосновении первого и второго, как и сам человек является производным мертвой материи и духа. Человек умеет работать
только лишь с чем-то мертвым, материальным или же с чем-то небесным,
потусторонним. Поэтому и зеленая краска на палитре художника излишня.
Тёрнер.«Фрегат "Смелый" буксируютк месту последней стоянки». 1838 г.Лондон. Национальная галерея. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий