ТАЙНА ЗЕЛЁНОГО ЦВЕТА

Ван Гог
"Ночное кафе"
    Физики говорят что цвет состоит из двух частей – синей и жёлтой части спектра. А иногда говорят – из красной и фиолетовой. Слияние пучков синего и жёлтого даёт белый цвет, а смешение соответствующих красок – зелёный. По своей сути физик не знает больше ничего о тайне цвета. Знает о ней художник, когда пытается на своей картине получить зелёный цвет.
    Само слово «зелёный» происходит от древне-прусского salin – то есть трава. Зелёный относится к одному из семи основных тонов хроматического ряда, спектра солнечного света и представляет собой как бы «экватор», то есть середину хроматической шкалы тонов. В то же время он не принадлежит основной триаде тонов – жёлтого, красного, голубого, так как является производным оптического соединения синего и жёлтого.
    В древнем Китае зелёный цвет считался цветом людей низкого происхождения в отличие от особо почитаемых жёлтого, красного и голубого. Только в эпоху династии Мин зелёный цвет стал королевским и им изображали драконов и священного льва. Древние римляне считали зелёный цвет цветом женственности и изнеженности, а соединение синего с жёлтым для них обозначало весну.
    В русской школе живописи отсчёт идёт от рисунка и эта тайна остаётся в стороне. В европейской же школе живописи принято больше исходить из работы именно с цветом как таковым. В качестве первых шагов ученику предлагается следующее упражнение.
    Берется белый лист бумаги и всего две акварельные краски – жёлтая и синяя, разведённые в воде. На первый взгляд упражнение кажется простым до тривиальности. Предлагается начинать закрашивание плоскости  листа светло-жёлтым цветом, причём движения должны быть от центра к периферии, и краска наносится мелкими, короткими мазками, постепенно, слой за слоем. Светло-жёлтый местами усиливается средним жёлтым и может перходить в оранжевый. В результате образуется жёлтое пятно круглой формы приблизительно, но без резких границ.   
    Следующий этап – это работа с синим цветом, который наносится наоборот – мазки идут от периферии к центру и даже немного могут покрывать жёлтый. Самый глубокий тёмный синий цвет образуется скраю, но ближе к центру  он словно встречает препятствие и будто что-то мешает ему завоёвывать жёлтое пространство.
    Желтое и синее – это две противоположности, это свет и тьма. И борьба этих противоположностей должна быть в основе картины: из центра исходит свет, стремящийся залить собой всё пространство,  и тьма с периферии стремящаяся поглотить собой жёлтый цвет и таким образом захватить всё пространство.
     Ученик, ощущая эту угрозу, начинает работать снова с жёлтым цветом: усиливает жёлтый оранжевым и даже карсным, светло-жёлтым проникает в пространство занятое тьмой. Там где синий не очень интенсивный и оставляет белые пятна, жёлтый там ложится на синий и образует чудесный зелёный цвет, который радует душу. А где синее наступает на оранжевый и красный – получается чёрный. Таким образом предлагается почувствовать ученику тайну взаимодействия жёлтого с синим, другими словами – противостояние света и тьмы. Это и есть первое цветовое упражнение, которое желательно проделать раз сорок или пятьдесят и только после этого можно сказать, что произошло знакомство с внутренней сущностью синего и жёлтого. Смысл первого упражнения – понять тайну света.
    Почему же тьма не принимает свет? Надо сказать, что в  живописи существует словно некое правило, которое запрещает использование зеленой краски. Зеленый цвет может появиться только тогда, когда встречаются жёлтый и синий. Например, на полотнах Тернера вы не найдёте нигде зелёного пятнышка. Учителя живописи учат: - избегай зелёной краски! Посмотрите на картины Ван Гога. В своих письмах брату он писал: "Я хочу понять до какого напряжения может дойти сочетание синего и желтого" 
    Есть такое высказывание Гёте: «Краски – это страдания света». Действительно, свет страдает именно потому, что тьма не приняла его. Сама тьма не смеет переступать границу светлого и в свою очередь не терпит жёлтого цвета внутри себя. Поэтому и образуется такая резкая граница, вызывающая "страдание света".
    Первозданный зелёный цвет царит в самой природе и поэтому она отталкивает человеческий, зелёный созданный искусственно, созданный человеческим сознанием. У него в руках есть только свет и тьма, желтое и синее. Все остальное может получаться только при соприкосновении первого и второго, как и сам человек является производным мертвой материи и духа. Человек умеет работать только лишь с чем-то мертвым, материальным или же  с чем-то небесным, потусторонним. Поэтому и зеленая краска на палитре художника излишня.
Тёрнер.«Фрегат "Смелый" буксируютк месту последней стоянки». 1838 г.Лондон. Национальная галерея.

    

Комментариев нет:

Отправить комментарий