Как написать живой пейзаж?

Многие художники гордятся тем, что могут создать изысканный классический пейзаж, не уступающий пейзажам Шишкина или Айвазовского. Для современного художника это не так уж и сложно, владея несколькими правилами живописной техники. Но зритель не желает разбираться ни в приёмах техники, ни в манерах и стилях старой или новой живописи, ему нужно только цветовое пятно, которое хорошо ощущалось бы в интерьере и вселяло жизнь и энергию.
Существует тактика соблюдения семи  правил, которая определяет различия между живым пейзажем и реалистическим. Если художник пренебрегает ими, то могут сказать что у него нет школы. Три последних правила относятся к живому пейзажу и применять  их можно в ущерб первым трём.

    Первое правило предполагает упорядочивание  планов. Предметы крупные на заднем плане должны быть меньше чем мелкие предметы на переднем. В классическом пейзаже заключено три плана бытия – передний, средний и дальний, не считая неба и гор. И отличаются они не только размерами предметов на картине, но  цветом и контрастом. Зелёное дерево дальнего плана,  как правило, пишется не зелёным а синим цветом. Итак, смысл первого правила заключается именно в том, чтобы задний план не выскакивал на передний. Но бывает что художник намеренно даёт третий план неправомерно ярко. В классическом смысле это ошибка, но художник может применить седьмое правило в ущерб первому  намеренно.
    Второе правило заключает в себе применение законов симметрии, композиции и ритма. Если существует один предмет, должен быть и другой, но только отличающийся от первого размером и цветом. Если в одном месте много чего-то, то в другом должно быть чего-то мало. Если существует два дерева, то должно быть и третье по закону ритма, или пятое, или седьмое но только не того же размера. Если же предмет над водой, то должно быть в воде отражение, но другое по цвету и форме. Если правый нижний угол картины занят водой, то левый должен обязательно быть занят сушей. Пейзаж должен восприниматься как и окружающий мир, где повсюду ритм и симметрия, но в то же время встречаться с чем-то новым и необычным.
    Третье правило заключается в естественности и реалистичности пейзажа. Картина должна быть приближена по цвету к действительности и художник должен обладать некоторыми секретами устройства вещей. Например дуб не может быть похожим на липу или же лесная тропинка на велосипедную дорожку. Трава на опушке освещённой солнцем на самом деле не зелёного, а жёлтого цвета. Что касается деревьев, то они могут быть и синими, и жёлтыми, и чёрными и коричневыми, и фиолетовыми, хотя и кажутся всё время зелёными. В этом и заключается великое искусство пейзажиста. В пейзаже могут быть использованы сотни цветов и оттенков.
    По законам классического пейзажа четвёртым правилом пользоваться не обязательно. Иногда художник в пейзаж может поместить  какое-нибудь маленькое существо, или фигурку под деревом, или же утку на камне. Создаётся благодаря этому некий центр композиции: существо обретает в пейзаже свой дом и с этого самого момента пейзаж обретает жизнь.  Другими словами, такое существо можно назвать королём пейзажа или его хозяином.
    Из третьего правила вытекает пятое, в котором речь шла о цвете. Естественная цветовая палитра может быть изменена "по требованию" вот этого хозяина или короля пейзажа. Поселяя фигурку, художник как бы заново работает с цветом картины, который может измениться  на противоположный естественному, который предписывает нам третье правило классического пейзажа. С добавлением живого организующего существа может меняться и цветовая гамма – становится более органичной и душевной.
    Шестое правило является дополнением ко второму. А оно гласит, что цвет картины должен подстраиваться под "существо", а также расположение и число других предметов. Например, если в пейзаже присутствует бегущая лошадь, то впереди должно быть обязательно оставлено пустое пространство, а иначе ей будет некуда бежать и пейзаж будет мёртвым, не живым.
    Седьмое правило предписывает детальную проработку одного из планов бытия.
    А как быть с пейзажем, на котором отсутствует организующее существо?  Дело в том, что совсем не обязательно показывать это "существо", которое управляет картиной. Оно может оставаться невидимым или подразумеваться, или же исходить изнутри. Есть вещи, которые придают картине особую красочность и душевность, то что трудно порой найти в естественном природном пейзаже. Например, красные камни, или стилизованные укрупнённые листья, или как-то особо склонённое дерево над водой – это моменты исходящие из живой души художника. Получается, что пейзаж будит зрительскую фантазию и расковывает его восприятие.Такие пейзажи  сейчас всё больше ценятся, так как показывают зрителю путь восприятия посредством красочной палитры собственной души. А вобщем живой пейзаж – это большое поле для эксперимента и каждый, взявший в руки краски и кисти может достичь потрясающего успеха, приняв к сведению эти несложные правила. И красочный, душевный, магический живой пейзаж обеспечен!

Комментариев нет:

Отправить комментарий