Кончаловский Петр Петрович.
Розовые яблоки на круглом столе.
1937
|
Утренняя прохлада ещё лежит на сине-зелёных листьях. Мы смотрим на яблоки, и они рассказывают нам о прекрасном саде, где они росли, о яблонях, склонивших ветки под тяжестью плодов. О многом могут поведать вещи, изображённые в натюрмортах. О себе, о людях, о времени, в котором они жили.
В первые суровые годы после революции и гражданской войны было голодно.
Картошка, селёдка и чёрный хлеб считались просто пиршеством. Поэтому не
случайно они стали «героями» натюрморта Петрова-Водкина. Казалось бы, что красивого и интересного в картошке? Или в селёдке? Да стоит ли
вообще их писать? Но посмотри, какие чудеса творит художник. От селёдки не отведёшь глаз — такая
она красавица. Сколько оттенков нашёл для неё мастер серебристо-серых,
жемчужных, голубых... Нежными красками написаны картошка и хлеб.
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич. Селедка. 1918
|
В те же годы художник Машков создал свой «Натюрморт с самоваром». Холодным блеском сверкает
металлическая посуда. Даже от медных кастрюль веет холодом, и нам как-то
печально смотреть на них. Тогда в домах было темно, не топлено, не хватало угля, чтобы разогреть самовар
или утюг. Вот и стоят на столе вещи тесно, словно жмутся друг к другу, стараясь
согреться. Как искусно переданы их форма, цвет, материал, из которого они
сделаны.
Машков Илья Иванович. Натюрморт с самоваром. 1919
|
Машков изобразил самые скромные обычные предметы, но силою своего таланта сумел
ещё раскрыть в этом натюрморте и более глубокий смысл. Он рассказал нам о
трудном послереволюционном времени.
Е. Каменева
Комментариев нет:
Отправить комментарий