О чём рассказали яблоки

Кончаловский Петр Петрович. 
Розовые яблоки на круглом столе.
1937
    Натюрморт не просто изображение каких-то вещей. В нём есть смысл, содержание. Вот яблоки, написанные Кончаловским. Розовые, жёлтые, зеленоватые с красными бочками. Совсем спелые, налитые соком, душистые.  Наверное, их только что собрали.
    Утренняя прохлада ещё лежит на сине-зелёных листьях. Мы смотрим на яблоки, и они рассказывают нам о прекрасном саде, где они росли, о яблонях, склонивших ветки под тяжестью плодов. О многом могут поведать вещи, изображённые в натюрмортах. О себе, о людях, о времени, в котором они жили.

    В первые суровые годы после революции и гражданской войны было голодно. Картошка, селёдка и чёрный хлеб считались просто пиршеством. Поэтому не случайно они стали «героями» натюрморта Петрова-Водкина. Казалось бы, что красивого и интересного в картошке? Или в селёдке? Да стоит ли вообще их писать?  Но посмотри, какие чудеса творит художник. От селёдки не отведёшь глаз — такая она красавица. Сколько оттенков нашёл для неё мастер серебристо-серых, жемчужных, голубых... Нежными красками написаны картошка и хлеб.
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич. Селедка. 1918
    В те же годы художник Машков создал свой «Натюрморт с самоваром». Холодным блеском сверкает металлическая посуда. Даже от медных кастрюль веет холодом, и нам как-то печально смотреть на них. Тогда в домах было темно, не топлено, не хватало угля, чтобы разогреть самовар или утюг. Вот и стоят на столе вещи тесно, словно жмутся друг к другу, стараясь согреться.  Как искусно переданы их форма, цвет, материал, из которого они сделаны.
Машков Илья Иванович. Натюрморт с самоваром. 1919
    Машков изобразил самые скромные обычные предметы, но силою своего таланта сумел ещё раскрыть в этом натюрморте и более глубокий смысл. Он рассказал нам о трудном послереволюционном времени.
 Е. Каменева

Комментариев нет:

Отправить комментарий