Переходя к изучению рисунка с живой головы, обратим внимание
главным образом на те особенности, которые отличают его от рисунка с
гипсовой головы. Гипсовая модель — прекрасный объект
для учебного рисования: она позволяет, особенно в
начальной стадии обучения, яснее понять сущность формы головы и служит
переходным этапом к более сложному упражнению — рисованию с живой модели.
Рисуя живую голову, придерживайтесь той же
последовательности в работе, тех же закономерностей, что и при рисовании
гипсовой головы: вначале на листе бумаги изображение компонуется, затем
определяется наклон (движение) головы, пропорции, прослеживается
конструктивная связь отдельных частей и деталей. Все формы строятся по законам
перспективы, форма моделируется тоном, светотенью.
Придерживаясь этих общих обязательных положений, рисующий
должен вместе с тем учитывать те особенности, которые свойственны живой натуре
и которых нет в гипсовом слепке. Живая голова имеет много отклонений от
классических пропорций, ей свойственно изменение выражения лица, она имеет
разный цветовой покров, различные по характеру и цвету волосы.
Наклон живой головы может измениться
в процессе работы с натуры по сравнению с начальным положением. В таком случае
рисующий живую голову должен придерживаться уже установленного движения модели
и искать логическую связь частей, наблюдая их в натуре именно в этом движении.
В силу этого живая натура заставляет строже преследовать цель осознанного,
обобщенного рисования и не дает возможности «срисовывать по частям».
В результате «срисовывания по частям» и неумения найти
логическую связь в их построении неопытному рисовальщику приходится каждый раз
следовать за теми изменениями в движении, которые происходят в положении
натуры. Из-за этого получается сбитое, неверное построение.
Другая особенность рисования с живой головы, по сравнению с
гипсовой, кроется в тональной моделировке формы.
Гипс — однородный по своей окраске материал; разница в силе
тона светлых и темных мест зависит только от того, как освещена та или другая
плоскость формы. В рисунке с живой натуры моделировка тоном усложняется тем,
что позирующая модель имеет различную окраску лица, волос, глаз, костюма и
прочего. Так, например, красноватые оттенки будут более темными, нежели
желтоватые оттенки при одной и той же силе освещения.
Различная окрашенность поверхностей формы иногда поглощает
видимость самой формы, затрудняет ее усвоение, приводит рисующего к тому, что
вместо четкой формы он видит пятно. Чтобы избежать этого плоскостного
восприятия объема, необходимо придерживаться следующего правила: если рисуешь в
фас, посмотри на модель с близкого расстояния в три четверти, затем в профиль,
потом в ракурсе,— словом, изучи голову настолько, чтобы выступила ее
объемность, казавшаяся издали неопределенным пятном, чтобы ясно «читалась»
лепка формы.
Весьма важную роль в данном случае сыграют анатомические
познания рисующего. Рисуя с гипсовых слепков, учащийся опирается на уже
продуманную скульптором конструктивную связь форм. В рисунке же с живого
человека вызывается необходимость подкрепить свою работу анатомическими
знаниями. В рисовании с живой модели появляются новые условия еще и потому,
что перед рисующим находится не готовое художественное произведение, отлитое в
гипсе, не готовый образ в своей неизменности, который, конечно, надо понять и
почувствовать, а живой человек, который может менять позу, выражение лица.
Живая модель дает более широкий простор для зрительного воображения рисующего,
для поисков средств раскрытия характера.
Молодой художник должен наблюдать всюду и всегда. Сумма его
наблюдений должна пополняться безостановочно. Необходимо видеть иотличать в
натуре главное от случайного и острее выражать
это главное, выявлять в рисунке характер, отбирать и подчеркивать то, что
особенно выразительно и характерно для данной модели.
Длительный рисунок полезно начинать с набросочного
изображения, памятуя о том, что и тот и другой вид рисунка одинаково нуждается
в активном отношении, в правильном глазомере, в чувстве пластической формы.
Между тем, у начинающих рисовальщиков иногда вырабатывается ничем не
обоснованный подход к наброску и к длительному рисунку: в то время как один и
тот же рисовальщик, делая набросок, максимально напрягает свое внимание, быстро
соразмеряет на глаз и обобщенно наносит пропорции, движение и основную
прокладку тоном, создавая этим живую основу для дальнейшего уточнения и
отработки рисунка,— этот же рисовальщик, начиная работу над длительным
рисунком, сразу же прибегает к промерам, пускает в ход отвес. Этими
механическими приемами рисовальщик тут же выключает свою активность, живое
восприятие натуры, ее характера. И тогда рисунок, как правило, получается вялым,
разобщенным и часто из-за этого ошибочным в пропорциях, или в построении, или в
тональном решении, а иногда сразу грешит всеми этими недостатками.
Отсутствие характерных особенностей в рисунке сказывается
часто и тогда, когда в моделировке тоном вырабатывается штамп на все случаи.
Так, переходя от гипса к работе над живой натурой, рисующий трактует последнюю
под гипс, не замечая тонального многообразия окраски лица, волос, глаз, костюма
и прочего.
Подобное несоответствие можно привести и в отношении
трактовки самой формы, а именно: желая блеснуть анатомическими познаниями
(которые, конечно, нужны), рисующий превращает молодое лицо с округленными
плавными очертаниями форм в нагромождение узловатых мышц, с резкой их
моделировкой в тоне. А иногда и наоборот: старческое лицо, изрытое морщинами, с
крупными угловатыми планами, с ясно обозначенной костной основой головы и
выпуклостью мышечного покрова трактуется в сглаженной, прилизанной манере,
чаше всего заученной или заимствованной у плохих рисовальщиков. Как самоцель
манера приводит к отрицательным результатам.
Освоение различных рисовальных материалов (свинцовый
карандаш, уголь, итальянский карандаш, перо, кисть, соус, сангина) позволит
рисовальщику выбрать именно тот материал, который наиболее подходит к выражению
характерных данных модели. Тем самым техника рисунка будет надежным спутником в
художественном творчестве, а не превратится в манерничание, в отвлеченный
шаблон.
Особых приемов потребует передача различных фактур:
например, при изображении пушистых волос или меха вполне пригодна растирка
тоном. Для этого надо предварительно затонировать рисунок средним по силе
полутоном, затем выбрать резинкой более светлые места и усилить более темные,
смягчив в той или иной степени границы этих тональностей — переломы от света к
тени. И, наоборот, при изображении густых прядей волос и тяжелых складок тканей
следует обозначить более или менее четко переходы от крупных членений к мелким,
внося штриховую прокладку.
Не усвоив правила — рисуя деталь, помни о большой форме,—
неопытный рисовальщик часто начинает вырисовывать отдельные волоски или
беспорядочно водит карандашом, что приводит к бесформенной штриховке, которая
сбивает рисунок, мешает и обобщению и выявлению характерных деталей.
Упомянутые выше приемы изображения различных фактур,
конечно, не могут служить рецептами для всех случаев, которые могут встретиться
в практической работе над рисунком, тем не менее они могут заострить внимание
рисующего на необходимости выявления тех или иных материальных свойств и
качеств изображаемого.
Попытаемся проанализировать процесс работы над рисунком с
натуры по этапам.
Прежде чем приступить к рисунку живой головы, необходимо
внимательно присмотреться к позирующей модели, выбрать точку наблюдения, с
которой рисующий может выразительней ее охарактеризовать. Не заострив свое
внимание на характерных сторонах модели в начале работы над рисунком, бывает
очень трудно увидеть их потом.
Один и тот же человек, повернутый к вам, положим, в фас,
более ясно выявит типичные черты своей внешности, нежели когда он повернется в
профиль, или в три четверти, или будет виден в ракурсе.
Наряду с выбором точки зрения на модель, большую роль в
подчеркивании характерных особенностей натуры играет освещение. Резкий
скользящий свет во многих случаях будет способствовать выявлению тревожного,
или приподнято-веселого, или сердитого выражения лица. И наоборот — спокойное,
мечтательное выражение лица скорее подчеркивается мягким, рассеянным светом.
Приведем пример зрительного изменения характера лица,
зависящее от перемены поворота головы и освещения: предположим, вы видите
перед собой широкое, полное, добродушное лицо мужчины средних лет, с лукавой
улыбкой, с прищуренными глазами; рот, брови, надбровные дуги и складки на лбу
слегка асимметричны. Таким для вас сложился характерный облик человека при повороте
в фас, на прямом свету. Но вот этот человек повернулся к вам в профиль, свет
беспокойно скользнул по лицу, и у вас уже исчезает ясность первого впечатления,
возникшего, когда вы эту модель рассматривали в фас. Асимметрия рта, бровей,
их мимика уже «не участвует» в рассказе — не выражают добродушного лукавства.
Все в этом лице сделалось для вас невыразительным, неинтересным.
И легко себе представить, какая потеря постигла бы образы
классических произведений, если бы их создатели попытались «заключить»
свои персонажи в другую, невыгодную световую среду, показали их в других,
маловыразительных поворотах, поставив их в другие, маловыразительные позы.
ДЛИТЕЛЬНЫЙ РИСУНОК И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЕГО РАЗВИТИЯ
Первая стадия работы
Объектом работы над очередным длительным рисунком пусть
послужит нам натура, которую можно охарактеризовать перед началом работы так:
молодой мужчина с энергичным лицом, повернутым к нам в три четверти; нижняя
часть головы более тяжелая и широкая, нежели верхняя; глаза посажены в ясно
обозначенные глазные впадины, рельефно выступают надбровные бугры, резкая
складка между бровями подчеркивает напряженность выражения лица; подбородок
тяжелый; ясно обозначается анатомическое строение; тонально доминируют черные
зрачки глаз, брови и волосы. Модель освещена сбоку.
Стремясь выразить характерный облик этого человека, мы
вынуждены композиционно расположить голову на листе бумаги таким образом, чтобы
она была несколько смещена от центра вправо (чтобы взгляд при повороте головы в
три четверти встречал больше простора) и несколько вверх (данный ракурс
подчеркнет энергичное выражение лица).
Угол наклона, который
образуется, как мы уже говорили, между прямой линией от переносицы
к середине подбородка и воображаемой вертикалью,
укажет на некоторую запрокинутостъ головы назад. Отметка верхней, нижней
и боковых границ даст возможность охарактеризовать массу всей головы. Легкой
штриховкой обозначаются светотеневые планы (рис. 35).
Вторая стадия работы
Общие контурные обозначения формы головы сохраняются как
ориентиры, но в их пределах происходят поиски индивидуальных особенностей
портретируемого человека. Уточняются пропорции головы: лобная часть, скулы,
глазные впадины, намечаются губы, учитываются перспективные сокращения частей
лица и их пространственное положение к целой массе головы (рис. 36),
Третья стадия работы
Так же, как и в предыдущих двух стадиях работы, уточняются
пропорции — соотношение крупных масс объема; начинается разработка подробностей.
В глазных впадинах определяется форма самого глаза. Легким тоном моделируются
боковые грани носа и его нижний край, лобная часть, скулы и подбородок.
Просматривается связь носа со скулами и губами (рис. 37). Для более
ясного понимания того, как планы одной части лица связаны с другой, необходимо
на этом этапе работы уяснить себе профильное положение данной головы, для чего
следует наметить профильную линию, которая на своем пути сверху донизу укажет,
как одна часть лица выступает по отношению к другой.
Четвертая стадия работы
Теперь в значительно большой степени прорабатывается как
анатомическая, так и объемно-тональная характеристика натуры. Все формы
становятся более ясными в силу того, что контуры дополняются полутонами и
тенями. В проту-шевку большой формы включаются все новые детали. Глаза
замыкаются веками в такой мере, чтобы был выражен открытый, исполненный
решительности и серьезности взгляд. Это выражение лица подчеркнут стянутые к
середине лба надбровные бугры.
Общий светотеневой контраст начинает постепенно
усиливаться. Темные волосы, ложащиеся тяжелыми прядями, прорабатываются во
взаимосвязи с конструктивными особенностями черепной коробки. Одна из
главнейших задач предпоследнего этапа работы над рисунком заключается в
установлении близкой к окончательному решению тональной силы переходов от блика
к наиболее темным местам в тени. Одновременно учитываются окраска кожи лица,
цвет темных зрачков глаз и цвет волос (рис. 38).
Пятая стадия работы
Вследствие того что в процессе прорисовки деталей и
установления их тональных напряжений может быть утрачена цельность в построении
всего объема головы, возникает необходимость еще раз уточнить все формы —
малые и большие.
Светлый фон и костюм, заполнивший своей темной массой нижнюю
часть листа, резче выявят и подчеркнут силуэт головы (рис. 39).
От начала до завершения работы над этим рисунком нами
преследовалась главная цель — правильно нарисовать не вообще человека, а именно
данного человека с присущими только ему одному характерными особенностями. В такой же методической последовательности выполнялся и
учебный рисунок под номером 40.
«Не схватишь характер, не скажешь правдиво»,— говорил
академик архитектуры А. В. Щусев. После того как вы познакомились с рисованием
головы, изучили и поняли методические принципы предложенных таблиц по
рисованию живой головы, нам хочется рассказать более подробно о тех рисунках,
которые мы приводим в качестве образцов.
Начнем с рисунка Ф. Малявина (рис. 41}, на котором
изображены две крестьянки: совсем молоденькая девушка и глубокая старуха.
Мягкий овал лица, округленные щеки и лоб, идеально
симметричен слегка вздернутый нос, наблюдательные глаза обращены к зрителю,
тонко очерченные губы — вот, в сущности, все, чем определяется характер головы
девушки. Стоящая рядом с ней старуха также глядит на зрителя, но все в ее
облике иное: симметрия лица нарушена, нос и раскрытый рот асимметричны,
обнажены шейные мышцы, вокруг рта и над губами залегли глубокие складки, скулы
выдаются, глаза запавшие, взгляд мутноватый — все определяет
собой возрастные признаки очень старого человека. Изменилась
и сама техника рисунка: если лицо молодой девушки исполнено плавными линиями и
легкой протушевкой, то на старческом лице мы видим резкие штрихи, например на
лбу и скулах.
Такую же разницу можно проследить и в изображении рук:
плавная линия изгибов пальцев, запястья — у девушки и резкие линии костистых
рук со вздутыми жилами — у старухи.
Рисунок Малявина говорит о том, что художник не просто
документально рисовал двух крестьянок, но имел цель сопоставить два возраста,
два характера, два выражения лица. Это сопоставление заставило рисовальщика
найти соответствующие средства рисунка для передачи возрастной и
психологической характеристики человека.
На рисунке Рубенса (рис. 42), изображающем двух
молодых девушек, мы находим плавность линий, округленность штриха, обобщенную
прорисовку прядей волос, нежной шеи, пухлых губ. Округленность форм и всего объема
головы контрастирует с изломами шелковых одежд.
«Портрет С. С. Щербатовой» О. Кипренского (рис. 43) интересен
тем, что здесь можно наглядно проследить логическую связь между поворотом
головы и движением торса. Этим рисунком Кипренский как бы напоминает молодому
рисовальщику о том, что нельзя строить голову изолированно от фигуры. Тот или
иной поворот головы всегда надо соотносить к торсу, к плечевому поясу, к
движению рук.
Какими техническими средствами пользовался художник в «Портрете Щербатовой»?
Молодое, выразительное лицо изображено мягкой протушевкой с
темными ударами на зрачках, бровях, губах. Лицо обрамляется великолепно
проработанными витками темных волос. Чепец и платье, типичные для того времени,
прорисованы гораздо мягче, чем голова. Небрежно наброшенный на плечи платок
подчеркивает позу женщины, естественное движение фигуры, великолепно вписанной
в лист. В целом этот портрет можно рассматривать как выразительное
композиционное сочинение.
Перед нами рисунок Тициана (рис. 44), почти набросок.
Четко обрисован силуэт головы: в теневых впадинах, обобщенных до предела,
посажены глаза — зрачков совсем не видно, тень под носом едва намечена; губы и
рыхлый подбородок даны полутоном. Три — четыре штриха определяют то положение
складок лба, когда человек сосредоточился на какой-то мысли. И тем не менее в
целом рисунок дает полное представление о пожилом человеке, с горбатым носом, с
дряблой, ожиревшей кожей лица.
Рисунку доступна не только объемно-пластическая возрастная
характеристика изображаемого человека. Разберем на двух примерах, как
средствами рисунка художник вводит нас в мир глубоких человеческих переживаний.
Этюд-рисунок к картине И. Крамского «Неутешное горе» (рис.
45) сделан на шероховатой бумаге жирным карандашом, предельно обще. Самое
выразительное здесь — рисунок глаз, обобщенная лепка складок лба, передающих
безмерное душевное страдание — неутешное горе женщины-матери.
Лаконично обрисован профиль человека в рисунке В. Сурикова
«Стрелец» (рис. 46). Орлиный нос, насупленные брови, широко раскрытые
глаза, страдальческие складки на лице, встрепанные волосы — все это
характеризует то трагическое состояние, в котором пребывает изображаемое лицо.
Это одна из самых выразительнейших голов Сурикова к картине «Утро стрелецкой
казни». Рисунок сделан почти контурно; легчайшей протушевкой определены лишь
глазные впадины, затылок и мышцы шеи. И тем не менее художник достиг
объемности, исключительной убедительности образа.
В качестве приложения к этой главе мы даем еще несколько
рисунков для самостоятельного анализа их качества и рисовальных приемов(рис. 47, 48,
49, 50, 51, 52).