Академический рисунок XXI века

Академический рисунок как художественная дисциплина существует в программе Академии с самого ее основания, почти четыре века. Но проблему существования рисунка как самостоятельного вида художественной практики нельзя назвать решенной. Может ли рисунок модели быть законченным произведением искусства, или это лишь проект будущего произведения, или каркас, внутренняя конструкция, обреченная быть скрытой под красочным слоем. Микеланджело, например, считал, что «рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры», что «рисунок является источником и душой всех видов живописи и корнем всей науки». В этом ключе рисунок представляется основой основ: это одновременно и конструкция, описывающая характер тела в системе трех координат, и образ, формулирующий ту или иную идею;   способ построить объемное тело на поверхности листа бумаги,  сказать многое малыми средствами.  

   Современный подход к академическому рисунку представлен на выставке  работ Алексея Игнатова, студента VI курса факультета скульптуры МГАХИ им. В. И. Сурикова. Выставка проходила в стенах института, в экспозиции было представлено 39, выполненных в основном сепией, но также углем и в смешанной технике.



    Изобразительная манера художника и характер представленных им рисунков во многом можно было бы объяснить спецификой восприятия натуры с точки зрения скульптора. Единство внутренней конструкции и внешней поверхности (каркас и пластический объем), акцентированная анатомическая точность (модель не только воспринимается визуально, но и воспроизводится в объемной форме), принцип Микеланджело (цельность и собранность формы), - все это в равной степени относится к скульптуре и такого рода рисунок может служить для решения определенных задач исполнения формы в объеме. Но в работах Алексея Игнатова рисунок модели приобретает вместе с тем и иной характер. Немаловажную роль играет среда, что безразлично для станковой скульптуры. На белом листе пространство обозначается штрихом и выполняется в том же материале, что и сам рисунок;  иногда используется тонированная бумага, которая становится фоном, средой. Изображение композиционно соотносится с форматом листа, что переводит натурный рисунок в разряд станкового произведения. Рисунок для художника не является своего рода лабораторной работой, подготовительной стадией, но становится самоцелью, пластическим осмыслением поверхности.
    Метод быстрой работы (на каждую постановку тратится около трех часов) обостряет восприятие, вынуждает отбросить лишнее. Фигура приобретает ясную, обобщенную структуру. Выбор метода обусловливает выбор материала: в большинстве случаев это сепия. В результате - контрастная пластика формы с акцентом на ее конструктивность.
    Для художника главное - структура фигуры. Модель предстает как данность, как совокупность взаимообусловленных частей, как свидетельство многообразия мира. Художнику интересны различные положения фигуры в пространстве, изменение напряжения мышц, смещение точек опоры, взаимоотношение формы и пространства, внутреннего и внешнего, материи и духа. Это философия формы. Но не тела. Изображенным фигурам присуща особая одухотворенность; не личная характеристика каждой модели, ее индивидуальный тип, но некий единый образ, несущий идею универсализма. Это условные образы, словами самого художника, «все условно, особенно рисунок», но через это и выражается идея красоты.
    Постановки всегда придуманы самим автором. Прекрасно владея классическим методом и обладая мастерством, Алексей Игнатов выходит за рамки образовательного процесса и переводит академический учебный рисунок в сферу творческого осмысления.